График работы:
пн-вс: 10:00 - 21:00
Лицензия:
Л041-01137-77/00738125
м. Смоленская (6 мин пешком),
во дворе в арку

Дислексия – это гораздо больше, чем просто трудности в обучении чтению. Это уникальный способ, которым функционирует мозг, обрабатывая информацию. Важно понять, что данное состояние не является признаком недостатка интеллекта или отсутствия усердия. Это нейробиологическое расстройство, которое затрагивает процессы обработки речи и, как следствие, – текста. Родители, сталкиваясь с этим, задаются вопросом: что такое дислексия простыми словами. Ответим на него в статье.

Дислексия- почему мозг читает по-своему и как с этим работать 1


Что такое дислексия и как она проявляется

Рассмотрим, что такое дислексия. Дислексия — это, простыми словами, расстройство, которое оказывает влияние на способность человека правильно и быстро распознавать слова, устанавливать соответствие между буквами и звуками, а также понимать прочитанный текст. Состояние, когда мозг обрабатывает информацию, связанную с чтением и письмом, несколько иначе, чем у большинства людей.

Дислексия не является заболеванием как таковым, которое можно вылечить полностью. Однако при помощи специализированных программ коррекции и постоянной поддержки специалистов, можно улучшить навыки чтения и письма, что положительно скажется на качестве жизни человека.

Проявления дислексии могут отличаться. У одних людей возникают трудности с распознаванием отдельных букв и звуков, у других – с пониманием смысла прочитанного текста. В то время как третьи сталкиваются с проблемами при написании слов.

Важно подчеркнуть, что дислексия никак не связана с общим уровнем интеллекта человека. Напротив, многие обладают высоким интеллектом, творческими способностями и нестандартным мышлением.

Трудности с чтением, письмом и восприятием текста

Дислексия проявляется в ряде трудностей, с которыми сталкивается человек в процессе обучения и повседневной жизни.

  1. Замедленное и недостаточно точное чтение. Человек испытывает трудности с распознаванием слов, часто совершает ошибки при чтении, может заменять одни буквы на другие или переставлять слоги местами.
  2. Проблемы с пониманием прочитанного материала. Даже если человек смог прочитать текст без ошибок, у него могут возникнуть трудности с пониманием смысла, идей и деталей, представленных в тексте.
  3. Частые описки при письме. Зачастую дислексия идёт рука об руку с дисграфией, выражаясь в обилии опечаток при написании слов, выпадении некоторых литер, перестановке частей слова и значительных погрешностях в грамматике.
  4. Трудности с запоминанием последовательности букв и звуков. Человеку с дислексией сложно запомнить последовательность букв в алфавите, порядок букв в словах, а также последовательность звуков в устной речи.
  5. Замедление выполнения заданий, связанных с чтением и письмом. На выполнение такого рода заданий требуется больше времени и усилий, чем у сверстников, не имеющих дислексии. Это может приводить к снижению успеваемости в школе и вызывать чувство разочарования.
  6. Избегание чтения и письма. Из-за постоянных трудностей, неудач и негативного опыта человек может начать избегать деятельности, связанной с чтением и письмом, что в дальнейшем отрицательно сказывается на его учебе, профессиональной деятельности и самооценке.

 

Дислексия- почему мозг читает по-своему и как с этим работать 2

 

Откуда берётся дислексия

Причины возникновения дислексии являются комплексными и многообразными. Важно осознавать, что дислексия не является результатом лени, недостаточного внимания или плохого воспитания. Это состояние обусловлено особенностями развития мозга и, как правило, не связано с проблемами со зрением или слухом.

Однако, если у ребенка есть проблемы со зрением или слухом, это может усугубить трудности, связанные с дислексией, и затруднить процесс обучения чтению и письму. Важно провести своевременное обследование и коррекцию этих нарушений, чтобы создать условия для развития ребенка.

Нейрофизиологические и генетические причины

Дислексия имеет нейробиологическую природу, что подтверждается результатами многочисленных научных исследований. Причины развития дислексии следующие.

  1. Генетическая предрасположенность. Дислексия часто передается по наследству от родителей к детям. Если один из родителей имеет дислексию, то вероятность ее развития у ребенка возрастает. Однако, это не означает, что ребенок унаследует это расстройство, а лишь указывает на повышенный риск.
  2. Особенности структуры и функционирования мозга. У людей, страдающих дислексией, наблюдаются различия в структуре и активности мозга, в особенности в тех областях, которые отвечают за обработку речи, чтения и письменной информации. Эти различия могут затрагивать как размер и форму участков мозга, так и способы их взаимодействия друг с другом.
  3. Нарушения фонематической обработки. Фонематическая обработка – это способность человека различать и правильно использовать звуки речи. У людей с дислексией часто выявляются нарушения этой функции, что сильно затрудняет сопоставление звуков и соответствующих им букв, а также анализ и синтез слов.
  4. Нарушения зрительного восприятия. Дислексия может быть тесно связана с нарушениями зрительного восприятия, например, с трудностями в различении похожих между собой букв или слов, а также с проблемами пространственной ориентации.
  5. Неблагоприятные факторы в период беременности и родов. В редких случаях причинами развития дислексии могут стать перенесенные матерью во время беременности инфекционные заболевания, гипоксия плода (недостаток кислорода), травмы, полученные в процессе родов, и другие осложнения.

Как выявить дислексию у ребёнка или взрослого

Своевременная и точная диагностика дислексии – это шаг на пути к оказанию помощи и необходимой поддержки человеку, испытывающему трудности с чтением и письмом. Раннее выявление дислексии дает возможность начать коррекционную работу как можно раньше, что позволяет достичь результатов и избежать проблем в будущем, связанных с обучением и социальной адаптацией. Дислексия у взрослого, которая не была вовремя выявлена и скорректирована в детстве, также требует тщательной диагностики и проведения комплекса коррекционных мероприятий.

Дислексия- почему мозг читает по-своему и как с этим работать 3


Кому стоит пройти диагностику

Диагностика дислексии является необходимой в следующих случаях.

  1. Если у ребёнка длительное время сохраняются проблемы с чтением и письмом, которые регулярно повторяются, и при этом не удаётся их решить, несмотря на старания родителей, учителей и самого ребёнка, а также на дополнительные занятия и обучение.
  2. При очевидных проявлениях дислексии, к которым относятся: низкая скорость чтения, регулярные неточности при чтении слов, сложности в осмыслении прочитанного материала, затруднения с письмом, проявляющиеся в отсутствии букв, замене порядка слогов, зеркальном отображении букв и иных характерных ошибках.
  3. Если в семье есть случаи дислексии или других расстройств обучения, что указывает на возможную генетическую предрасположенность.
  4. Если взрослый человек испытывает трудности при чтении и письме, которые мешают ему в повседневной жизни, в процессе обучения или в профессиональной деятельности.
  5. Если у подростка наблюдается низкая успеваемость в школе, по гуманитарным предметам, и при этом нет явных признаков лени или отсутствия интереса к учебе, то стоит проверить его на наличие дислексии.

Для проведения диагностики дислексии и получения квалифицированной помощи рекомендуется обратиться к опытным специалистам, таким как логопед, нейропсихолог и дефектолог. Они проведут комплексное и всестороннее обследование, которое может включать в себя оценку навыков чтения, письма, устной речи, концентрации внимания, памяти и других когнитивных функций. На основе полученных данных специалисты смогут поставить точный диагноз и разработать индивидуальную программу коррекции, учитывающую особенности и потребности конкретного человека.

Какая помощь эффективна при дислексии

Важно понимать и помнить, что дислексия – ни в коем случае не является приговором. Это особенность развития, с которой можно успешно научиться справляться и жить полноценной жизнью. Своевременное обращение за помощью, а также предоставление постоянной поддержки со стороны родителей, педагогов и близких людей, дают положительный результат. Они позволяют пациентам освоить необходимые навыки чтения и письма, в полной мере развить способности и таланты, а также достичь успехов в жизни.

Дислексия- почему мозг читает по-своему и как с этим работать 4

Лечение дислексии – это комплексный процесс, который предполагает индивидуальный подход к каждому человеку, сочетающий в себе коррекционные занятия с опытными специалистами и поддержку со стороны близких.

Коррекционные программы и поддержка специалистов

Специализированные методики обучения оказывают поддержку лицам с дислексией в совершенствовании их грамотности, повышении способности к осмыслению прочитанного и преодолению связанных с этим сложностей.

  1. Систематические занятия с логопедом. Специалист проводит индивидуальные и групповые сессии, нацеленные на совершенствование фонематического восприятия, формирование умений звукового разбора и объединения, обогащение лексикона, а также на коррекцию грамматических конструкций речи.
  2. Нейропсихологическая коррекция. Нейропсихолог занимается развитием высших психических функций, таких как концентрация внимания, различные виды памяти, мышление, пространственное восприятие и моторика, которые играют роль в процессе обучения и адаптации.
  3. Использование специальных методик обучения чтению и письму. Существуют программы и техники, которые специально разработаны для людей, страдающих дислексией, и которые учитывают особенности их восприятия и обработки информации. Они включают в себя мультисенсорный подход, использование цветовых схем, мнемонические приемы и другие стратегии, которые облегчают процесс обучения.
  4. Педагогическая поддержка в школе. Педагог адаптирует учебные материалы к потребностям ученика с дислексией, предоставляет возможность для дополнительных занятий и использует индивидуальный подход в процессе обучения.
  5. Постоянная психологическая поддержка. Психолог помогает ребенку или взрослому справиться с эмоциональными трудностями, которые могут быть связаны с дислексией, повысить уровень самооценки и развить уверенность в силах.

Где получить помощь при подозрении на дислексию

Если у вас возникли подозрения на дислексию у себя или у ребенка, то очень важно вовремя обратиться к квалифицированным специалистам для проведения диагностики и разработки индивидуального плана коррекции. В Москве и других городах России существует множество организаций и центров, которые оказывают всестороннюю помощь детям и взрослым, страдающим дислексией и другими трудностями в обучении.

Дислексия- почему мозг читает по-своему и как с этим работать 5

  1. Психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). Эти комиссии проводят комплексное обследование детей, испытывающих трудности в обучении, и дают рекомендации по проведению коррекционной работы.
  2. Логопедические центры и кабинеты. В этих учреждениях оказывают квалифицированную помощь детям и взрослым, имеющим различные нарушения письма, устной речи и чтения. В штате таких центров обычно работают опытные логопеды, дефектологи и другие профильные специалисты.
  3. Нейропсихологические центры. Эти центры специализируются на проведении диагностики и эффективной коррекции нарушений высших психических функций, которые играют роль в процессе обучения и развития.
  4. Медицинские центры. В некоторых медицинских центрах, расположенных в Москве, можно получить консультации специалистов и пройти комплексную диагностику дислексии.

Рекомендуем обратиться в центр «Оранта», где оказывается комплексная помощь детям и взрослым с дислексией, дисграфией и другими трудностями в обучении. Специалисты применяют в работе современные и проверенные методики диагностики и коррекции, а также разрабатывают индивидуальные программы, которые учитывают все особенности и потребности каждого обратившегося за помощью человека. Вы сможете пройти тщательную диагностику и получить персональные занятия от опытных логопедов и дефектологов.

Вывод: дислексия — не приговор, а особенность, с которой можно справиться

В заключение, стоит еще раз подчеркнуть, что дислексия – это не непреодолимое препятствие на пути к успеху и самореализации. Это особенность, которая требует индивидуального подхода, понимания и постоянной поддержки. Своевременная диагностика, эффективная и грамотно составленная программа коррекции, а также любовь и поддержка со стороны близких людей позволяют тем, кто страдает дислексией, успешно учиться, строить карьеру, заниматься творчеством и достигать поставленных целей.

Важно помнить, что дислексия – это не лень, не глупость и не недостаток интеллекта, а всего лишь особый способ восприятия и обработки информации. Поэтому необходимо создать для такого человека максимально комфортные и благоприятные условия для обучения и развития, хвалить за успех и ни в коем случае не ругать за неизбежные ошибки и трудности. История знает множество примеров выдающихся и известных людей, которые страдали от дислексии, но это не помешало им проявить таланты, добиться признания и оставить яркий след в истории.

 

Как записаться на прием к психотерапевту в МЦ ОРАНТА?

Вы можете записаться на прием или онлайн консультацию у психотерапевта, через онлайн форму на сайте или позвонив по номеру:

+7 495 114-56-43

Приём ведут сертифицированные психотерапевты. Вместе с вами формируем индивидуальный план помощи и цели терапии. Помогаем справляться с эмоциональными и поведенческими трудностями и возвращать качество жизни. По всем организационным вопросам подскажем по телефону.

Психотерапевтический центр ОРАНТА ПроДокторов - Психотерапевтический центр «Оранта», Москва